a-vikander.ru

Подводные лодки северного флота 1941

Действия подводных лодок Северного флота в годы Великой Отечественной войны. Позиции подводных лодок Северного флота в г. Подводные лодки Северного флота были сведены в бригаду, которой командовал капитан 1 ранга Н. И. Виноградов. С 22 июня года по 9 мая года Северный флот непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличался  Гаджиев, Магомет Имадутдинович — командир дивизиона подводных лодок Северного флота, Герой Советского Союза.

Затонувшие подводные лодки ВМФ СССР во время Второй мировой войны В годы Второй мировой войны Подводный Флот ВМФ СССР потерял по различным причинам боевого и не боевого характера подводных лодок. Утраченные подводные лодки перечислены в нижеприведенном мартирологе, построенном по хронологическому принципу. По некоторым данным в апреле г. Впоследствии подводные лодки подняты и сданы на слом — С-1 немцами, М и М советской стороной после г. По некоторым данным, после войны подводная лодка обнаружена и обследована на грунте. Мы верим и знаем — не пройдут они и у вас, на равнинах России, где кипит сейчас жестокая схватка Это письмо, призывающее защитников столицы к стойкости и мужеству, подписал весь личный состав подводной лодки — коммунисты, комсомольцы и беспартийные. Они приехали со всех концов необъятной страны, молодые сыны трудового народа. Это были монтажники, токари, электромонтеры, плотники, мастера колхозных урожаев. Здесь они жили, сражались и побеждали. Вера в правоту своего дела, в полную победу над ненавистным врагом вдохновляла их в ратных делах. Гусаров, штурман старший лейтенант Е. Березин, командир БЧ-5 капитан-лейтенант-инженер В. Челюбеев, командир моторной группы лейтенант-инженер Н. Рябов, фельдшер военфельдшер В. Шибанов, командир минно-торпедной части Б. Донецкий, помощник командира подводной лодки капитан-лейтенант П. Соколов, командир корабля капитан 3 ранга М. Колышкин был первым советским подводником, удостоенным Золотой Звезды Героя в Великую Отечественную войну. И не только успехами. Война — дело серьезное и жестокое, она беспощадна к тем, кто допускает ошибки. За каждой ошибкой на войне, тем более на подводной лодке, может быть роковой исход для корабля, значит, для всего экипажа. Мы верим и знаем. Именно так все и было.

подводные лодки северного флота 1941

Гвардейский Краснознамённый Военно-морской флаг. В мае года командующий Северным флотом вице-адмирал А.

подводные лодки северного флота 1941

Головко вручил капитану 3 ранга М. Бибееву и военному комиссару лодки старшему политруку Е. Жизни наши принадлежат тебе, Родина!

  • Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне - гг. Платонов А.В.
  • Под Краснознаменным Военно-морским флагом ушли гвардейцы-подводники в очередной боевой поход и не вернулись. В бою, сражаясь с ненавистным врагом, отдали они свою жизнь за Родину. Всего в году подводные лодки Северного флота совершили 74 выхода для действий на морских сообщениях противника. За шесть месяцев года подводники-североморцы без потерь со своей стороны потопили торпедами и артиллерией 32 транспортных судна противника общим тоннажем 95 брутто-регистровых тонн, 2 тральщика, траулер-охотник за подводными лодками, сторожевой корабль и сторожевой катер.

    Северный флот СССР во время Великой Отечественной войны — Википедия

    Потопление 16 транспортных судов общим тоннажем 44 брутто-регистровых тонн, тонного тральщика, траулера-охотника за подводными лодками и сторожевого катера подтверждено двусторонними данными. От общего объема тоннажа, потерянного гитлеровцами в году на Северном морском театре, это составило почти 65 процентов. Немецко-фашистское командование, первоначально недооценивавшее силы и возможности советского Северного флота, с декабря года было вынуждено срочно приступить к постановке минных заграждений для прикрытия в первую очередь наиболее открытых участков своей морской коммуникации. К востоку от меридиана 20", в зоне действия подводных лодок Северного флота, гитлеровцы в январе— марте года поставили в водах Северной Норвегии оборонительное минное заграждение, состоявшее в общей сложности из мин и минных защитников. Это составило около 60 процентов от общего числа мин, поставленных противником в течение года на Севере. О произведенных минных постановках гитлеровцы открыто объявили по радио, надеясь таким образом запугать советских подводников. Мины ставились в основном восточнее мыса Нордкап, в 3—5 милях от берега, в пределах метровой изобаты. Минными полями, преимущественно состоявшими из антенных мин, противник пытался также преградить советским подводным лодкам входы в глубокие фьорды. Всего же гитлеровцы для прикрытия своих коммуникаций на участке от Тромсё до Петсамо поставили в — годах 59 минных заграждений, состоявших из мин, причем в году из этого количества было поставлено лишь мин. Наиболее выступающие мысы по трассе движения конвоев гитлеровцы оборудовали сигнально-наблюда-тельными постами и установили на них береговую артиллерию. В состав охранения конвоев немецко-фашистское командование стало включать эскадренные миноносцы и авиацию. Когда говорят о подвиге, то чаще всего имеют в виду сильный мгновенный порыв. Но есть подвиги, длящиеся сутками, неделями, месяцами, годами, причем каждый день требует от людей большого мужества, самоотверженности, презрения к смертельной опасности. А угроза нападения противолодочных сил противника — авиации и подводных лодок — особенно возрастала на подходах к нашим берегам. Прорываться в базу иногда приходилось с боем. Старикова вышла в свой седьмой боевой поход. Морозы доходили до 40—50 градусов.

    По нескольку суток подряд свирепствовали жестокие штормы. Едва стихал шторм, как на море наползал плотный туман. Участились длительные снежные заряды. Клапаны вентиляции закупоривались льдом. Обычная работа после похода - скалывание льда На корпусе лодки быстро нарастал лед. Волны оторвали в надстройке листы легкого корпуса, залили нижнюю головку перископа. Сорванные со своих мест листы создавали такой шум, что не могло быть и речи об использовании акустической аппаратуры до тех пор, пока море не успокоится. Залитая водой головка перископа снизила видимость на 80—90 процентов. Не раз пытались моряки закрепить сорванные листы, однако шум уменьшился мало. Попытка просушить перископ также большого успеха не принесла. Несколько дней продолжалась борьба со штормом. И все это время командир почти не покидал рубку, неоднократно заходя во многочисленные фьорды в поисках врага. Но вот шторм начал стихать. Прошел час, другой, но противник не появлялся. Видимо, конвой отстаивался в одной из бухт. Однако, несомненно, транспортные суда гитлеровцев направлялись либо в Вардё, либо далее, в Варангер-фьорд. Наконец около 17 часов гидроакустик старшина 1-й статьи А. Лебедев доложил о шуме винтов. Командир прижал к глазам бинокль и с трудом различил во мгле едва приметные двигающиеся точки:.

  • Советская подлодка К стоила всего британского флота / История / Независимая газета
  • Вот уже конвой противника просматривается невооруженным глазом: Более точно установить состав конвоя из-за плохой видимости не удалось. Стариков быстро задраил за собой люк, и подводная лодка пошла на глубину. Корабли охранения, не сумев обнаружить быстро погрузившуюся подводную лодку, сбросили лишь две глубинные бомбы и были вынуждены отказаться от преследования. Зубков и трюмный гв. Скрылись за горизонтом серые скалистые берега. Стал заметно крепчать ветер. С северо-запада быстро наползали тяжелые свинцовые тучи. Пенистые волны захлестывали мостик, вода с шумом вливалась через рубочный люк в центральный пост. Лодку то резко кренило на борт, так что палуба приобретала почти вертикальное положение, то швыряло в огромную впадину между двумя вздыбившимися, клокочущими водяными валами. Более суток свирепствовала непогода, а затем ветер начал стихать. Все меньше и меньше становились волны, но крупная зыбь еще продолжала раскачивать лодку. Лодка находилась вблизи вражеского берега — у мыса Скальнес. И вдруг старшина 1-й статьи Лебедев возбужденно доложил:. Стариков, стоя на мостике, напряженно всматривался в темноту. Долго не удавалось ничего разглядеть, хотя акустики докладывали о сближении с противником. И вот наконец из мрака выползла длинная черная тень транспорта, за ней другая. Шел конвой из нескольких транспортов в охранении миноносцев и сторожевых кораблей, направлявшийся в Киркенес. Транспорты шли с полным грузом, глубоко осев в воду. Командир решил атаковать наиболее крупный транспорт, шедший вторым. В отсеках лодки отчетливо был слышен скрежет разламывающегося судна. Множество крупных и мелких обломков причудливой формы крутилось в этом облаке. Но враг уже обнаружил подводную лодку, проникшую в середину конвоя. Около двух часов миноносцы и сторожевые корабли противника преследовали лодку, забрасывая ее глубинными бомбами. Бомбардировка подводных лодок немецкими кораблями Но неожиданно вблизи за кормой был обнаружен вражеский сторожевой корабль, который полным ходом устремился к лодке, открыв по ней огонь из двух миллиметровых орудий. Но подводная лодка почти полностью израсходовала в период уклонения от противника запас электроэнергии аккумуляторной батареи. И командир решил уходить от преследования надводным ходом. Все решали выдержка личного состава и образцовая работа мотористов. На вахте стоял моторист матрос С. Подводная лодка спешила под укрытие своих береговых батарей. Вражеским артиллеристам уже трижды удавалось накрыть подводную лодку. Боцман подводной лодки М наносит на рубку цифру, указывающую число потопленных целей Шесть часов преследовали после этого подводную лодку вражеские сторожевые корабли, сбросив на нее глубинные бомбы.

    Гитлеровцы открытым текстом передали хвастливое сообщение о потоплении советской подводной лодки. Но и на этот раз гвардейцы сумели уйти от преследования. А через некоторое время очередное партийное собрание гвардейцев-подводников приняло необычную резолюцию: Старикова, неся справедливое возмездие гитлеровцам. Командир лодки коммунист капитан-лейтенант Израиль Ильич Фисанович был удостоен звания Героя Советского Союза. Герой Советского Союза капитан 2 ранга Израиль Ильич Фисанович. Была открыта акустическая вахта, перископ для осмотра горизонта поднимался каждые 15 минут. Под водой лодка выходила на пути вражеских конвоев. В 6 часов 50 минут 22 апреля акустик обнаружил шумы винтов двух сторожевых кораблей. Они тщательно обследовали район, иногда бомбили. И действительно, часа через два показался вражеский конвой, шедший из Вардё на запад. В охранение включились и оба сторожевых корабля. Подводная лодка легла на курс, параллельный противнику. Командир начал маневрировать для выхода в торпедную атаку. Обе торпеды с шестисекундным интервалом между собой безошибочно устремились к борту транспорта. Командир по укоренившейся привычке взглянул на часы — 9 часов 35 минут. Сериями обрушиваются они на лодку. До 12 часов 30 минут преследовали вражеские корабли подводную лодку. Обнаружив у причальной стенки транспорт, командир выпустил по нему торпеды. После залпа облегченная лодка подвсплыла, показав из воды ограждение рубки. Гитлеровцы открыли по лодке сильный огонь, к ней устремились корабли противолодочной обороны, сбрасывая глубинные бомбы. Была заполнена цистерна быстрого погружения, но лодка почему-то упорно не погружалась. И тогда командир пошел на риск, приказав принять воду прямо в центральный пост. Лодка пошла на глубину. От близких разрывов глубинных бомб погас свет, подводники работали вслепую. На голову боцмана Г.

    Командиры - 61 photos. Group северный флот - My World Groups.

    Остается только преклоняться перед мужеством и готовностью самопожертвования экипажей подлодок любого из флотов Советского Союза! Спасибо вам деды-прадеды за Великую Победу!!! Есть мелкие несущественные неточности, но это все вина архивов везде по разному. Перед подводниками, действительно, можно только преклоняться. В наши архивы не залезал, в немецкие - тем более. Ура-патриотическая статья, к сожалению с историей не имеющая ничего общего. Андрей77Ты сам-то понял что сказал? Если это ИСТОРИЯ, прошу ссылки на ЦВМА как минимумнемецкий аналог, сопоставление архивных документов. Иначе это словоблудие, в стиле советской программы Служу Советскому Союзу утром в воскресенье выходила, по первому каналу ЦТ СССР. Вопрос к автору статьи, какие источники Вы цитируете? Вся статья на основе форума? Во время советского наступления в м году флот высаживал десант в губе Малой Волоковойв порту Лиинахамари и в Варангер-фьорде. Флот формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты, прославившиеся в боях под МосквойЛенинградомСталинградом и на Северном Кавказе. При сопровождении конвоев на Север погибли 40 моряков союзных флотов [ источник не указан день ]. Противостоя крупным силам противника, флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил свыше боевых кораблей и вспомогательных судов, более транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1 самолётов врага [1].

    подводные лодки северного флота 1941

    Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1 транспортами и кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1 конвоев. Остальные корабли этого класса являлись бывшими рыболовными траулерами. Отсутствие радиолокационных и гидроакустических станций делало их малоэффективными как при несении дозорной службы, так и в качестве эскортных кораблей. Включение их в качестве кораблей охранения конвоев имело более моральную поддержку. Все что они могли, это отвлечь силы противника на себя, как это было, например, с "Пассатом", когда он пытался ценой собственной жизни прикрыть охраняемые суда. Наиболее яркий случай произошел 25 ноября г. Никакой героизм людей не мог компенсировать низкие боевые возможности этих кораблей и, несмотря на усиление активности подводных лодок противника, начиная с марта г. Нечто похожее произошло и с тральщиками. К началу войны на Севере вообще не было ни одного корабля этого класса специальной постройки. И вдруг случилось непредвиденное. Когда до залпа оставались буквально секунды, Лунин еще раз поднял перископ и с изумлением обнаружил, что немецкие корабли вдруг повернули влево, линкор и крейсера оказались в строю фронта и мчатся прямо на лодку. Мгновенно оценив обстановку, командир понял, что теперь атаковать линкор можно будет если это получится только из кормовых аппаратов. То, что он увидел, привело командира в ярость. На том же пеленге, прикрывая собой линкор, находился эсминец. А ведь глубина хода торпед кормовых аппаратов, как уже говорилось, была установлена всего на 1, м. Торпеды вышли, лодка нырнула на глубину. Все замерли и стали внимательно вслушиваться. Раздался первый взрыв, секунд через после него - второй. Потом пауза и еще три раскатистых взрыва. Как было установлено впоследствии, первым взорвался эсминец, который сразу же и затонул. Второй взрыв - попадание торпеды в линкор, в результате чего была выведена из строя одна из его трех машин. Этого, конечно, для такого мощного корабля было слишком мало. Чтобы утопить однотипный с "Тирпицем" линкор "Бисмарк", уже потерявший ход, разбитый бомбами палубной авиации и снарядами артиллерии линкоров, англичане были вынуждены выпустить по нему 12 торпед. Только после этого он затонул. Ну, а три последних взрыва оказались разрывами снаряженных глубинных бомб тонущего эсминца - сначала рвались бомбы первого пояса глубины бомбометания, потом второго, затем третьего. Две торпеды залпа, как оказалось, прошли мимо линкора.

    Через 14 минут лодка подвсплыла.

    подводные лодки северного флота 1941

    Через 30 секунд в отсеках услышали глухой взрыв. Убедившись, что цель поражена, Фисанович направил лодку к выходу из гавани. В 14 часов 37 минут гидроакустик вновь обнаружил шум винтов дозорного катера. Через 15 минут лодка вышла из залива Петсамовуоно. В этом же походе М ждал еще один боевой успех. На следующий день, 22 августа, в районе Варангер-фьорда она потопила паровую яхту противника. Стрельба по цели проводилась в сложных метеорологических условиях, при плохой видимости. Выполняя атаку, Фисанович пользовался данными гидроакустического наблюдения. Это была первая на нашем флоте перископно-акустическая торпедная атака. Командование дало высокую оценку действиям командира М, отметив его смелость и боевое мастерство. Дважды 13 сентября и 2 октября в Линахамари совершала прорывы подводная лодка М командир капитан-лейтенант В. К сожалению, оба прорыва успеха не принесли: Кроме того, при втором прорыве подводная лодка наткнулась на противолодочную сеть и подверглась преследованию вражеских кораблей, ей с большим трудом удалось выйти из гавани. На этот раз ей удалось потопить транспорт противника. Однако в момент залпа лодка подвсплыла, ее рубка показалась на поверхности и М была обнаружена. По ней был открыт огонь с береговой батареи, высланы для преследования катера. Предполагая, что катера будут бомбить лодку в средней части залива, командир поспешил подойти ближе к берегу. Маневр оказался удачным, бомбы сбрасывались по оси фарватера. Лодка же, получив лишь легкие повреждения, благополучно возвратилась в базу. В общей сложности в кампанию года подводные лодки Северного флота совершили девять прорывов в порты и базы противника, из них семь — с выпуском торпед. Оценивая подобные действия, особенно такие, как прорыв в Линахамари, следует прежде всего отметить, что они были сопряжены со значительным риском и требовали от командиров подводных лодок и всего личного состава большой смелости, выдержки, мастерства. Вместе с тем успех гарантировался далеко не во всех случаях. Опыт показал, что прорывы могли быть эффективны только в самом начале войны, когда противник еще не успел организовать надежную оборону пунктов стоянки. Позже, когда входы в гавани и порты оказались закрыты боновыми и сетевыми заграждениями, прорывы стали неоправданно опасными и командованию пришлось их запретить.

    подводные лодки северного флота 1941

    Характерно, что случаи проникновения подводных лодок на рейды и в гавани противника в основном носили инициативный характер. Они выполнялись по решению командиров подводных лодок и обусловливались слабой напряженностью на коммуникациях противника в первые месяцы войны. Подводные лодки чаще стали встречать суда противника, а 12 сентября подводная лодка Щ командир капитан-лейтенант А. Малышев в торпедной атаке потопила транспорт противника. Поход Щ, отмеченный боевым применением подводной лодкой торпедного оружия, с достаточной убедительностью показал низкую эффективность стрельбы одиночными торпедами. В предвоенные годы у нас главным образом отрабатывалась стрельба одиночными торпедами. Считалось, что чем больше будет торпедных атак, тем большего успеха добьется подводная лодка. Исходя из этого, командиры подводных лодок стремились экономить торпеды. Аналогичным образом действовал и командир Щ В итоге за двадцатипятисуточный поход экипаж, выполнив шесть торпедных атак, потопил всего один транспорт. Почти одновременно с Щ и недалеко от нее действовала подводная лодка Д-3 командир капитан-лейтенант Ф. Константинов, на борту командир дивизиона капитан 2 ранга И. Результат этой лодки оказался более значительным: Основой успеха стал примененный командиром Д-3 тактический прием — стрельба двумя-тремя торпедами с временными интервалами. При таком способе перекрывались ошибки в определении элементов движения цели и одна из торпед, выпущенных последовательно, почти обязательно попадала в нее. Какого-либо переоборудования лодки не требовалось. Командир должен был лишь правильно выбрать угол упреждения и соответствующий временной интервал. Благодаря простоте и эффективности новый способ стрельбы быстро получил распространение на флоте. При этом решалась та же задача, что и при стрельбе с временными интервалами, но с большим эффектом. В следующем боевом походе Д-3 вновь продемонстрировала высокую эффективность стрельбы несколькими торпедами с временными интервалами. На этот раз командиром подводной лодки был назначен только что окончивший военно-морскую академию капитан-лейтенант М. На лодке, как и в предыдущем походе, находился командир дивизиона И. Особенностью торпедной стрельбы в этом походе стало применение подводной лодкой трех— и четырехторпедных залпов. Атака со стрельбой четырьмя торпедами была выполнена 5 декабря. В этот день Д-3 вела поиск противника в Конге-фьорде. Видимость в перископ была плохая, снежные заряды мешали наблюдению. И все же вахтенный офицер капитан-лейтенант А. Каутский обнаружил силуэт транспорта.

    Дистанция до транспорта была около 30 кабельтовых. Командир лодки начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Вскоре заметили второй транспорт, шедший в кильватер первому, и поблизости от него — миноносец охранения. Лодка беспрепятственно сближалась с целью до очередного подъема перископа, когда командир вдруг обнаружил, что корабль повернул в сторону лодки. Так как лодка избежала тарана, то противник открыл по ней огонь из всех орудий, достигнув прямого попадания в прочный корпус. В то же время М Капитан-лейтенант Коваленко, выскочив на мостик и оценив обстановку, дал команду остановить дизели, чтобы произвести срочное погружение, но был тяжело ранен и упал. Однако в следующую минуту штурман вновь выскочил наверх и крикнул: Тут на лодке потряс новый, мощный таранный удар. На какой-то момент один из немецких унтер-офицеров без приказа спрыгнул с помощью бросательного конца на палубу советской лодки и накинул петлю на ноги лежавшего там без сознания ее тяжелораненого командира. Коваленко попал в плен. Вскоре немцы узнали, что он был командиром подводной лодки и начались допросы, но он или молчал, или давал неверные показания.

    869
    02.03.2017
    Комментариев: 0
    • Прекрасно!


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.